Выбор по городу Выбор по модели Книги Гостевая книга

КТМ-5

Историческая справка

Характерной особенностью отечественной электротранспортной отрасли в 1950-е годы было отсутствие единого центра по разработке трамвайных вагонов. К тому времени вагоны, поступавшие в большинство городов, конструктивно устарели. Поезда из небольших двухосных вагонов не справлялись с возросшими пассажиропотоками. В какой-то мере проблему можно было снять, начав серийный выпуск вместительных четырехосных вагонов на Рижском вагоностроительном заводе. Но объемы производства трамваев там не могли покрыть потребность во вместительных вагонах по всей стране.

Постановлением Совета Министров РСФСР «О производстве подвижного состава для городского электротранспорта» от 22 декабря 1959 года Усть-Катавский завод был назначен головным производителем трамваев в стране. Одновременно с этим распоряжением Челябинского совнархоза было организовано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайных вагонов. Всего лишь за 3 года специалистами СКБ под руководством главного конструктора В.Д. Леонидова было спроектировано несколько видов трамвайных вагонов. Наиболее перспективным был цельнометаллический четырехосный вагон. Проект получил заводское обозначение КТМ-5. В ходе конструирования уральцам требовалось решить несколько важных задач: создание собственной тележки мостового типа, аналогичной уже изготавливаемым на ленинградском и рижском заводах; отказаться от применения пневматического оборудования и реализовать косвенную систему управления.

В 1963 году на заводе были построены два опытных вагона. Дизайн вагонов, разработанный Институтом технической эстетики г. Свердловска во многом напоминал вагоны того времени: чехословацкий Татра Т3 (в большей степени) и ленинградский ЛМ-57. Вагоны КТМ-5 получили обтекаемый кузов с тремя ширмовыми дверями, закрытые фальшбортами тележки, окна без форточек. В крыше вагона предусмотрели три вентиляционных люка. В качестве токоприемника применили двухрычажный пантограф собственной конструкции. В салоне установили мягкие сидения (слева одноместные, а справа двухместные). Освещение салона обеспечивали 20 светильников с лампами накаливания, по типу рижских вагонов. В кабине установили многофункциональный пульт управления. Электрооборудование вагона в основном заимствовали с вагонов РВЗ-6. Вагоны оборудовали тяговыми двигателями ДК-269А мощностью 31 кВт. Предусматривалась так же возможность отключения из кабины неисправной группы двигателей и работы вагона по системе многих единиц.

В 1964 году опытные вагоны направили в г. Челябинск для проведения испытаний. В городе КТМ-5 получили номера 0201 и 0202. По-окончании испытаний вагоны были возвращены на УКВЗ для доработки. Замечания и недоработки, выявившиеся в процессе испытаний, были учтены уже на следующих опытных вагонах типа КТМ-5М. На момент создания первых КТМ-5 на заводе все еще не был решен вопрос с производственными мощностями, на которых планировался выпуск новых вагонов. На заводе не было специального цеха для конвейерного выпуска четырёхосных вагонов, поэтому завод продолжил строить четырехосные вагоны небольшими партиями и параллельно выпускал устаревшие КТМ/КТМ-2. В середине 90-х один из кузовов опытных КТМ-5 был обнаружен в Усть-Катаве, но, к сожалению, до настоящего времени не сохранился.

Технические характеристики

Колея, мм
Количество мест для сидения
Вместимость, чел
Тара, т
Длина кузова, мм
Ширина кузова, мм
База вагона, мм
База тележки, мм
Диаметр колеса по кругу катания, мм
Тип двигателя
Общая мощность тяговых двигателей, кВт
Номинальное напряжение электрического тока тяговых двигателей, В
Конструктивная скорость, км/ч
Минимальный радиус вписывания в кривую, м
1524
37
147
18,0
15500
2600
7500
1940
700
ДК-259А
172(4х43)
550
70
16

Список использованных печатных источников

1. О. Курихин, В. Розалиев «Трамвай семидесятых» журнал Техника молодежи, Выпуск 9, 2006 г.
2. С.В. Устьянцев "Усть-Катав. Завод и город.", Екатеринбург, 2008 г.

Перечень статей о вагонах семейства КТМ-5






Выбор по городу Выбор по модели Книги Гостевая книга