Выбор по городу Выбор по модели Книги Гостевая книга

Опытные вагоны РВЗ-55 и РВЗ-55M

Историческая справка

В течение октября - декабря 1955 в Москву поступили 5 опытных вагонов типа РВЗ-55. Развитие получила электрическая схема с компаундными тяговыми двигателями, которая была доработана в соответствии с замечаниями МВК. В частности в схему новых вагонов было введены несколько новых реле. В числе прочих - реле выбега, служащее для устранения рекуперативного режима при повторном пуске вагона после выбега. На вагонах был установлен аварийный контроллер, используемый в случае неисправности контроллера управления. Среди прочих доработок можно отметить повышение качества отделки салона, изменение узла крепления тормозных дисков и повышение надёжности ряда узлов. Внешне вагоны выделялись новой эмблемой под лобовыми стеклами.

С февраля по май(?) 1956 года РВЗ построил еще 5 вагонов типа РВЗ-55, среди которых на двух вагонах (в ряде источников получивших название РВЗ-55М) была реализована возможность работы по системе многих единиц с низковольтным межвагонным соединением (впервые в СССР). Вагоны, так же как и предшественники, поступили в депо им. Апакова г. Москвы, где получили номера 203-212. Кроме электрической схемы, вагоны РВЗ-55М отличались от одиночных вагонов размещением электрооборудования под вагоном, системой управления дверями и наличием специального сцепного устройства с амортизирующим приспособлением. Испытания опытного поезда из вагонов 211-212 начались в июле 1956 года. Несмотря на то, что испытания поезда из двух вагонов оказались успешными, широкого распространения это нововведение не получило. На вагоне 212 в качестве эксперимента над передней частью кузова в депо был установлен пантограф, но в таком виде вагон проработал считанные месяцы.

Опытные вагоны РВЗ-55 были списаны в 1965 году. Часть вагонов была возвращена на завод и позднее переделана в ремонтных мастерских ТТУ г. Риги в вагоны РМ-65.

Технические подробности

Четырехосные трамвайные вагоны типа РВЗ-55 и РВЗ-55М предназначены для перевозки пассажиров по городским и пригородным трамвайным путям с напряжением в контактной сети 550 В постоянного тока, имеют одностороннее управление и рассчитаны для эксплуатации как одиночными вагонами, так и в составе поезда из двух вагонов по системе многих единиц (только РВЗ-55М).

Кузов вагона – цельнометаллический, несущей конструкции сварного типа. Состоит из стальных рамы и каркаса сварной конструкции и стальных листов обшивки толщиной 2 мм (крыша выполнена из стальных листов толщиной 1,5 мм). Рама и каркас кузова изготовлены из штампованных и вальцованных балок различного сечения. Наружная облицовка также является несущим элементом кузова, крепится к каркасу электрозаклепками и дуговой сваркой. Для уменьшения шума от вибрации листов обшивки на внутреннюю сторону последних нанесена шумопоглощающая мастика. Внутренняя обшивка пассажирского салона выполнена фанерой толщиной 4 мм. Оконные стойки и задняя часть кузова до нижней линии окна отделаны железными листами. Пол настлан из досок толщиной 25 мм и покрыт сверху линолеумом. На линолеум вдоль прохода устанавливается реечный настил. Вагон имеет две пары двухстворчатых дверей. Двери металлические, задвижно-поворотного типа. Раздвигаясь в стороны, они одновременно поворачиваются на 90°. Двери приводятся в движение посредством рычажной передачи от пневматических цилиндров. Открывание и закрывание дверей осуществляется специальным краном, расположенным в кабине водителя. Кроме этого, имеется специальный кран у места кондуктора для управления задней дверью. На вагонах РВЗ-55М введено электрическое управление дверями. Для этого в шкафу в кабине водителя и на перегородке кондуктора установлены электропневматические клапаны. Кнопки управления дверями расположены на пульте в кабине водителя и на перегородке кондуктора.

На каждом ветровом окне кабины водителя установлен стеклоочиститель автобусного типа. Приводы стеклоочистителей для удобства их ремонта расположены над лобовыми стеклами. Широкий световой пояс из 10 окон с каждой стороны вагона и двух окон на задней стене создает хорошую освещенность внутри салона. Окна состоят из двух частей: нижней, неподвижной, и верхней, опускающейся вниз в направляющих профилях. Пассажирское помещение имеет диваны поперечного расположения. На левой стороне десять двухместных и четыре одноместных, на правой стороне двенадцать одноместных. В зимнее время салон отапливают подогретым воздухом (используется тепло пуско-тормозных сопротивлений), а кабину водителя - электропечами. Для предохранения стекол кабины от замерзания предусмотрены трубчатые обогреватели. Вентиляция - принудительная с помощью вентиляционного агрегата, установленного под вагоном, и естественная через открытые окна. Освещение – 23 светильниками с лампами накаливания. В вагоне предусмотрены радиоустановка, звуковая и световая сигнализация.

Кузов вагона опирается на тележки посредством пятников. Тележки вагона безрамной конструкции мостового типа. Рама тележки состоит из двух кожухов редукторов, в которых размещены оси колесных пар, и двух продольных сварных балок прямоугольного сечения. К балкам приварены лапы для крепления к кожухам редукторов. Центральное подвешивание кузова выполнено в виде двойных спиральных пружин. В целях гашения вертикальных и поперечных колебаний кузова на тележках установлены четыре гидравлических амортизатора. Колесные пары имеют подрезиненные бандажи с двумя резино-металлическими дисками.

На вагонах РВЗ-55 установлены четыре тяговых электродвигателя типа ДК-256Б смешанного возбуждения. Крутящий момент от двигателей через карданный вал и двухступенчатый редуктор с общим передаточным числом 7,17 передаётся на колесные пары моторной тележки. Все тяговое электрооборудование, аккумуляторная батарея, компрессор и вентилятор размещены под кузовом трамвайного вагона, а приборы управления, измерительные приборы, аппараты сигнализации и радиооповещения - на пульте водителя. На крыше вагона установлены, токоприемник, радиореактор для снижения уровня радиопомех и разрядник для защиты от перенапряжений. В кабине водителя установлена педаль безопасности.

Система управления - косвенная, с групповым реостатным контроллером, обеспечивает автоматический сбор схемы на заданный режим работы. На вагоне РВЗ-55 установлен реостатный контроллер типа ЭКГ-1Б, имеющий 25 позиций. Управление вагоном осуществляют при помощи кулачкового контроллера водителя КВ-19Д с 11 положениями главной рукоятки: 4 ходовые Х1-Х4, 3 тормозные Т1-Т3 и 3 позиции рельсового электромагнитного тормоза ТР1-ТР3 и нулевая позиция. Для питания цепей управления и вспомогательного оборудования применены мотор-генератор и аккумуляторная батарея, напряжением 50 В. Силовая схема обеспечивает режим рекуперативного торможения при переводе рукоятки контроллера водителя с высшей ходовой позиции на низшую. При достижении напряжения сети 700В рекуперативное торможение заменяется реостатным. Вагоны оборудованы электродинамическим реостатно-рекуперативным, механическим клещевым дисковым и рельсовым электромагнитным тормозами, а также механической сцепкой. Управление механическим тормозом - пневматическое.

На вагонах РВЗ-55М электрическая схема обеспечивает управление обоими сцепленными вагонами из кабины водителя любого вагона. Исключены ступени включения рельсового тормоза, введен выключатель их питания. Для передачи напряжения на передней и задней частях вагонов установлены штепсельные головки, соединяющиеся переносным гибким соединением. Для включения цепей управления введены два разъединителя РУМ. Введены кнопка и катушка восстановления перегрузки двигателей. Для автоматического вывода вагона из боксования введен режим пониженного ускорения, в котором контроллер дольше задерживается на реостатных позициях.

Технические характеристики РВЗ-55 и РВЗ-55М

Ширина колеи, мм
Количество мест для сиденья
Вместимость номинальная, чел
Масса вагона (тара), т
Длина кузова, мм
Ширина кузова, мм
Высота от уровня головок рельсов, мм
База, мм:
вагона
тележки
Диаметр колеса по кругу катания, мм
Тип двигателя
Общая мощность тяговых двигателей, кВт
Конструкционная скорость, км/ч
Минимальный радиус вписывания в кривую, м
1524
36
98
18,4
13750
2600
3150

6400
1940
700
ДК-256Б
124 (4X31)
50
20

Перечень статей об опытных вагонах РВЗ

Список использованных печатных источников

1. А.И. Кирсанов, В.В. Розалиев «Трамвайное депо им. Апакова», Москва 2004 г.
2. М.П. Кутыловский «Электрическое оборудование подвижного состава», М.: Изд-во Минкомхоз РСФСР, 1960 г.
3. А.П. Алексеев, Л.Н. Капитановский «Цельнометаллический трамвайный вагон», М.: ГНТИМЛ, 1958 г.
4. М.С. Черток «Устройство, ремонт и содержание подвижного состава трамвая», М.: Изд-во Минкомхоз РСФСР, 1959 г.
5. C.А. Тархов «История московского трамвая», Москва 1999 г.

чертеж вагона




Выбор по городу Выбор по модели Книги Гостевая книга